ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - 11. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ  

ГИ ДЕ МОПАССАН. «МИЛЫЙ ДРУГ»

1. Почему роман называется «Милый друг»? Как это прозвище характеризует главного героя?
2. Кого из литературных героев можно считать «предшественником» Жоржа Дюруа?
3. Каким мы видим Дюруа в начале романа? Какие чувства вызывает герой?
4. Почему Форестье предлагает работу Дюруа? Какова выгода обоих героев?
5. Когда Дюруа впервые почувствовал к себе уважение? Какие новые качества он открыл в себе?
6. Как Дюруа удалось стать обольстителем женщин? Что умные и красивые женщины в нем находят?
а) жена Форестье?
б) Клотильда де Марель?
в) госпожа Вальтер?
7. С какой целью Мопассан вводит в роман тему смерти? В каких двух контекстах звучит эта тема? Есть ли связь между этой темой и жизнью Дюруа?
8. Стоит ли осуждать Дюруа? В чем вина героя?
9. В чем смысл открытого финала романа? О чем мечтает Дюруа в финале?

М. МЕТЕРЛИНК. «СЛЕПЫЕ»

1. Смысл названия.
2. Почему у героев нет имен? Как персонажи обозначены в афише?
3. Символика чисел.
4. На какие группы делятся слепые? Что эти группы символизируют?
5. Кто является зрячим в пьесе? Какова роль зрячих персонажей?
6. Почему в финале появляется женщина с ребенком на руках?
Оставляет ли финал надежду героям?

Г. УЭЛЛС. «МАШИНА ВРЕМЕНИ»

1. Почему этот роман относят к научной фантастике?
2. Как изобретатель машины времени доказывает возможность путешествия во времени? Насколько убедительны эти доказательства?
3. Какие возможности открываются у того, кто способен путешествовать во времени? Насколько желательно (или опасно) изобретение машины времени?
4. Как Уэллс изображает само путешествие во времени?
5. Каким первоначально показался Путешественнику мир 802701-го года? «Коммунизм» ли это?
6. В чем заблуждался Путешественник? Как он объяснил себе впоследствии социальное устройство будущего? Почему он считает, что истоки такого устройства были заложены еще в 19 веке?
7. О чем заставляет задуматься Путешественника и читателей книжная труха в музее?
8. С какой целью в роман введена сюжетная линия трагической любви Путешественника и Уины?
9. Почему автор «отправляет» своего героя в еще более отдаленное будущее? Что там обнаружит Путешественник? Есть ли в таком случае смысл в нашем существовании?
10. Почему в финале романа Путешественник бесследно исчезает?

Б. ШОУ. «ПИГМАЛИОН»

1. Соотнесите название пьесы с мифом о Пигмалионе.
2. Элиза в пьесе трижды переживает превращения. Какова роль их в жизни героини?
3. Согласны ли вы с тем, что изменение произношения влияет на изменение поведения?
4. Почему, став леди, Элиза чувствует себя более несчастной, чем раньше?
5. Относительно финала пьесы автор написал: «Самые разные люди полагают, что раз Элиза героиня романа – изволь выходить замуж за героя. Это невыносимо». Объясните, почему Шоу против брака героев?
6. Что привлекает Элизу в Хиггенсе и чего в его характере она не может принять?
7. Может ли Элиза быть счастливой? Найдет ли она свое место в жизни? Докажите текстом.

ФР. КАФКА. «ПРЕВРАЩЕНИЕ»

1. Что сообщает писатель о прошлом Грегора Замзы? Была ли у героя цель в жизни?
2. Почему превращение Грегора в насекомое происходит внезапно? Есть ли в тексте объяснение причин происшедшей метаморфозы?
3. С какой целью автор подчеркивает обыденность обстановки, в которой происходит превращение? Как сочетаются в рассказе реальность и фантастика?
4. Происходит ли перемена во внутреннем мире героя? Как это доказать?
5. Как близкие Грегора реагируют на происходящее? Что причиняет герою особую боль?
6. Как реализуется в рассказе основная идея экспрессионизма – «отчужденный человек во враждебном ему мире»?
7. Почему Замза погибает? Неизбежна ли его гибель?
8. Можно ли констатировать, что Кафка – писатель, отказавшийся от гуманизма в литературе?
9. Сопоставьте рассказ «Превращение» со сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Почему в мире Кафки превращение необратимо?
10. Как раскрывается в данном рассказе тема «маленького человека»? Проведите параллель с героями русской литературы.

Ж.-П. САРТР. «СТЕНА»

1. Чем новелла «Стена» напоминает повесть А. Камю «Посторонний»? Сопоставьте сцены суда у Камю и допроса у Сартра.
2. Как относится к смерти главный герой? А его сокамерники?
3. Какова роль бельгийца в новелле?
4. Какова роль физиологических подробностей в новелле?
5. Почему главный герой, уже будучи равнодушным к Рамону Грису, не желает сохранить свою жизнь за счет его жизни?
6. Как герой реагирует в финале новеллы на известие об обнаружении Рамона? Чем объясняется его реакция?
7. Что изменится в жизни героя после неожиданного помилования?
8. В чем смысл названия новеллы? Почему она написана от первого лица?

А. КАМЮ. «ПОСТОРОННИЙ»

1. Как можно охарактеризовать личные привязанности Мерсо – в отношении к матери, к любви, к дружбе? Какое словосочетание, часто употребляемое героем, дает читателю представления об отношении к миру Мерсо?
2. Свойственны ли Мерсо нравственные муки, угрызения совести? (по I части) Можно ли утверждать, что мир в его восприятии абсурден?
3. Почему автор «заставляет» героя совершить бессмысленное убийство? Что меняет это событие в мировосприятии героя?
4. Как соотносятся события первой и второй частей? Присутствует ли мотив суда в первой части романа? Какое толкование получают события первой части в сцене суда?
5. В чем именно обвиняется Мерсо? Почему герой утверждает, что «все шло» без его участия? В чем абсурдность сцены суда?
6. Почему накануне казни герой размышляет о помиловании? Как это его характеризует?
7. Почему Мерсо отказывается от исповеди? Можно ли сказать, что исповедь он все-таки произносит?
8. Каково последнее желание Мерсо? О чем оно свидетельствует? Почему роман называется «Посторонний»?

Э. М. РЕМАРК. «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»

1. Каков исторический фон происходящих в романе событий?
2. Что известно о прошлом Равика? Почему он – доктор? Какого рода операции он делает?
3. В какой момент (и почему именно в этот момент) мы встречаемся с Равиком? Как характеризует героя его первый в романе поступок?
4. Как складываются отношения Равика с Жоан Маду? Можно ли считать отношение Равика к любви циничным?
5. Какого числа умирает Жоан? Какой в этом смысл?
6. С какой целью Равик убивает Хааке?
7. Когда и как Равик делает выбор между жизнью и врачебным долгом? Как это характеризует Равика?
8. Каково ваше отношение к Равику?
9. Выпишите из романа крылатые выражения. Чем они вам близки?

ДЖ. ОРУЭЛЛ. «1984»

1. Что такое антиутопия? В чем ее принципиальное отличие от утопии? Кто из писателей, кроме Оруэлла, писал антиутопии? сопоставьте изученные вами антиутопии с данным произведением.
2. Что известно читателю о государстве, в котором происходит действие романа? Каков его политический строй, социальная структура? К чему сводятся нравственные принципы государственной политики? Чем государство, описанное у Оруэлла, отличается от Единого государства в произведении Е.И.Замятина «Мы»? Докажите, что описанные в романах государства – тоталитарные (дайте определение тоталитарному государству, сформулируйте основные его черты).
3. Какую роль в этом государстве играет Уинстон? Он – «маленький человек» или пассионарная личность? Каково мироощущение героя и Д-503 в начале романа?
4. Когда возникают и чем вызваны сомнения Уинстона в справедливости Ангсоца? Почему он заводит тайный дневник? И почему заводит дневник Д-503?
5. С какой целью в сюжет романа введена любовная линия? Можно ли сказать, что именно отношения с Джулией погубили Уинстона, поспособствовали его разоблачению?
6. Сопоставьте права и обязанности «пролов» и членов Внутренней Партии. Кто из них свободнее? Почему?
7. Что происходит с Уинстоном в Министерстве Любви? С какой целью его подвергают пыткам? Почему государственная машина стремится не уничтожить «врага», а «переделать», перевоспитать его?
8. В чем прав и неправ О.Брайен в беседе с Уинстоном? Какие из его суждений представляются убедительными?
9. Как вы считаете, существовали ли Большой Брат и Голдштейн в действительности, или их образы порождены тоталитарной мифологией? Какие исторические аналогии в данном случае можно установить?
10. Насколько убедителен финал романа? Он оптимистичен или пессимистичен? Какой смысл вложен в последние слова романа: «Он любил Большого Брата»?

У. ГОЛДИНГ. «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»

1. Докажите, используя материал романа, что Голдингу близки идеи философии экзистенциализма.
2. Найдите признаки жанров романа-притчи и романа-антиутопии. Какие произведения русской литературы близки по жанру и тематике роману «Повелитель мух»?
3. Почему герои романа – дети?
4. Что символизирует образ «повелителя мух»? Как символика этого образа соот-носится с названием романа? Кто такие «мухи»?
5. В чем смысл эпизода: «повелитель мух» разговаривает с Саймоном?
6. Расскажите о борьбе за лидерство между Ральфом и Джеком. Где в романе ут-верждается мысль, что власть завоевывается преступным путем?
7. С какой целью Голдинг дает Ральфу возможность один раз почувствовать себя охотником? Какие чувства испытывает герой в этот момент?
8. В романе дети дважды убивают своих товарищей. Наблюдается ли в их поступ-ках «прогресс»?
9. Что представляет собой Хрюша? С какой целью автор лишает его настоящего имени? Почему так трагична судьба Хрюши? Почему Ральф оценил Хрюшу только после его гибели?
10. Какие чувства оставляет роман? Насколько естественен, по вашему мнению, «хэппи-энд»?

П. ЗЮСКИНД. "ПАРФЮМЕР"

1. Почему книга имеет подзаголовок «История одного убийцы»? Чем Гренуй отличается от других убийц в мировой литературе?
2. Можно ли сказать, что данное произведение в прямом смысле детективный роман? В чем отличие от традиционного детектива? Признаки каких жанров еще присутствуют в романе?
3. Почему действие происходит во Франции? Как показана эпоха? (Исторический роман?)
4. Похож ли Гренуй на «естественного человека»? Может ли вообще существовать «естественный человек»? (роман воспитания?)
5. Как происходит становление личности Гренуя? В чем проявляется эволюция героя? Существует ли для Гренуя мораль? Чем она заменяется? Есть разница между добром и злом?
6. Когда мы понимаем, что герой аморален? Гений и злодейство совместимы? (сопоставьте отношения Гренуя и Бальдини с отношениями Моцарта и Сальери в трагедии Пушкина)
7. На какие 2 группы делятся запахи в романе и для Гренуя? (выписать в форме таблицы приятные и неприятные запахи). Почему неприятных запахов больше? Как автор и другие герои относятся к Греную? С чем или с кем Гренуй сравнивается в романе? (животное сравнение)
8. Почему Гренуй уходит от людей, постигнув секреты ремесла? Почему именно 7 лет проводит в одиночестве в пещере? (пророк Магомет)
9. Почему Гренуя испугало отсутствие собственного запаха?
10. Почему Гренуй возвращается к людям? С какой целью он создает запах человека?
11. Чего не хватает Греную в жизни? Почему для Гренуя убийство – вынужденная мера? Что значит для Гренуя отнять запах живого существа? Почему Гренуй сравнивает себя с Прометеем? В чем он видит свое превосходство и свою миссию? Является ли он новым Богом для человечества?
12. Кто из героев способен постичь психологию Гренуя? В чем смысл сцены несостоявшейся казни героя? Как в ней сочетаются смерть и любовь?
13. Какими Гренуй видит людей? Как он относится к ним с самого рождения? Меняется ли это отношение в лучшую сторону?
14. Как автор относится к обычным людям в романе (окружение Гренуя)? Почему он подробно останавливается на их жизни?
15. Почему Гренуй во время казни хочет разоблачения и смерти? Почему, не дождавшись этого, он падает в обморок?
16. Почему Греную не нужна власть? Как это можно доказать?
17. Почему Гренуй совершает самоубийство? Как нарушается горизонт ожидания?
18. Почему в романе постоянно упоминается Французская революция? Как это связано с образом Гренуя?


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА - ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
11 КЛАСС - ГЛАВНАЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



Используются технологии uCoz